Должностные инструкции

Работа костюмером

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой — является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

Текст документа:

Наименование организации                          УТВЕРЖДАЮ
РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ                                Наименование должности
                                                 руководителя организации
_________ N ___________                           Подпись     Расшифровка
                                                             подписи
Место составления                                 Дата
КОСТЮМЕРУ
(4-Й РАЗРЯД)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Костюмер принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________.

2. Костюмер подчиняется ___________________________.

3. В своей деятельности костюмер руководствуется:

— уставом организации;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

— настоящей рабочей инструкцией.

4. Костюмер должен знать:

— форму и составные элементы одежды эпохи, отображаемой в фильмах и телепередачах;

— назначение и правила применения красок для создания требуемой фактуры костюмов;

— основы технологии швейного производства.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Костюмеру поручается:

5.1. Обслуживание съемок, телепередач и репетиций средней сложности по костюмам — кинофильмы и телепередачи исторической, фантастической тематики, фильмы-сказки с большим количеством исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен.

5.2. Подбор костюмов и аксессуаров к ним, головных уборов, обуви из фондов студии и других организаций по указанию художника.

5.3. Одевание персонажей.

5.4. Систематизация костюмов снимаемого фильма в условиях экспедиции.

5.5. Создание требуемой фактуры костюма.

5.6. Смена деталей костюмов.

5.7. Проведение не менее пяти полнометражных условных фильмов.

3. ПРАВА

6. Костюмер имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

     6.5. ________________________________________________________________.
                   (иные права с учетом специфики организации)
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Костюмер несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наименование должности
руководителя структурного
подразделения                     _________         _______________________
                                  Подпись            Расшифровка подписи
Визы
С рабочей инструкцией             _________         _______________________
ознакомлен                         Подпись            Расшифровка подписи
                                                   _______________________
                                                             Дата
КОММЕНТАРИЙ

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 58), Раздел: Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. N 71.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Чем занимается?

Основное место работы – это костюмерный цех. А основная обязанность специалиста состоит в том, чтобы следить за чистотой, а также сохранностью сценических костюмов.

В цеху хранят сценический реквизит, каждый экземпляр которого имеет специальные ярлыки, на которых указаны названия постановок, а также фамилии актеров, для которых предназначены костюмы. Благодаря столь тщательному подходу удается избежать недоразумений в случае, если на съемках занят не только основной актер, но и дублер, выполняющий сложные элементы.

Сценический реквизит для каждой роли также должен иметь опись с перечислением всех входящих в него деталей вплоть до аксессуаров и нижнего белья.

Описание и характеристика профессии

Основными местами работы костюмеров являются учреждения культуры, в частности:

  • драматические театры,
  • театры оперы и балета,
  • кинематографические и телевизионные студии,
  • филармонии,
  • цирки,
  • дворцы культуры, где есть свои драматические, хоровые или танцевальные коллективы.

Некоторые квалифицированные специалисты работают со звездами эстрады, помогая готовить к выступлению певца, его бэк-вокалистов и балет.

Костюмер несет ответственность за сценические наряды на всех этапах. Туалеты сберегаются в костюмерном цеху, это и есть непосредственное место работы специалиста.

Для каждой роли есть определенный наряд, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора, мелких аксессуаров (пояс, перчатки, платок). Костюмер за час-два до начала представления или накануне проверяет, полный ли комплект в наличии, гладит вещи и несет их в гримерку актера. После спектакля костюмер возвращает костюм на его место, проверив комплектность.

Некоторые туалеты настолько сложны, что самостоятельно надеть их актер не сможет, поэтому костюмер должен помогать ему. Чтобы создать полноценный образ, костюм дополняется предметами реквизита и гримом, поэтому костюмеру приходится сотрудничать с реквизитором и гримером. Также костюмер помогает актерам менять туалеты по ходу выступления, иногда это необходимо делать за одну-две минуты. Число переодеваний зависит от сложности постановки и количества действующих лиц.

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее узнать из советов специалистов . Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Где учат художников по костюмам

Освоить эту интересную профессию можно 3-мя способами:

  • отучившись в вузе;
  • получив знания в колледже или техникуме;
  • пройдя специализированные курсы.

Лучшими ссузами в этой сфере считаются:

  • Колледж Петербургской моды (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Театральный художественно-технический колледж г. Москва (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
  • Колледж музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской  г. Москва (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
  • Колледж декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже г. Москва (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Колледж искусств Тюменского ГИК (программа обучения — «Дизайн костюма»);
  •  г. Москва (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова (программа обучения — «Художественно-костюмерное оформление спектакля»);
  • Губернаторский техникум народных промыслов г. Кемерово (программа обучения — «Художник по костюму»);
  • Колледж дизайна Московского художественно-промышленного института (программа обучения — «Дизайн костюма»);
  • Колледж Международного института дизайна и сервиса г. Челябинск (программа обучения — «Дизайн одежды и аксессуаров»).

Профессию художника по костюмам можно получить и в высших учебных заведениях нашей страны. 

Топ-10 из них:

  • ВГИК имени С.А. Герасимова;
  • Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина;
  • ГИТИС;
  • школа-студия имени В.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре;
  • Театральный институт имени Б. Щукина; 
  • Российский государственный институт сценических искусств г. Санкт-Петербург;
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики;
  • Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина.

Лучше всего постигать эту профессию в специализированных вузах, имеющих непосредственное отношение к театру и кино, учиться у преподавателей, которые досконально разбираются в вопросе. Отличным опытом станет подработка ассистентом у дипломированного опытного мастера. Только так можно приобрести практические навыки этой профессии.

Альтернативой стандартного образования являются узко-специализированные курсы. Такой формат обучения предлагают многие образовательные центры:

  • Moscow Film School;
  • Центр сертификации и обучения;
  • СтройБизнесКонсалт и др. 

Но нужно понимать, что в нашей стране курсы традиционно рассматривают лишь как вариант получения дополнительного образования. Специалисту, у которого есть сертификат о прохождении курсов, но нет диплома о среднем или высшем профессиональном образовании, сложнее будет найти себе работу, чем его коллеге с дипломом.

Требования к профессии художник по костюмам

Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:

  • иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;

  • знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;

  • уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.

Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер. Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.

Источник фото freepik

«Со стороны зала это красота, а здесь такая рутина…»

– Людмила Андреевна, в этом театре вряд ли можно найти человека опытнее вас?

– Есть несколько, кто, как и я, пришёл сюда больше 40 лет назад. Я устроилась в театр в 1978 году, но вовсе не костюмером. По профессии я полиграфист, а тут как раз дали объявление, что в театр таковой требуется. Здесь была небольшая машинка, на которой я печатала ноты для хора, оркестра, солистов. Потом машинка сломалась, а я… перешла в монтировочный цех.

– Там же обычно работают мужчины…

– Верно, но так уж сложилось. Я была мебельщиком – вычищала, мыла, приносила мебель на сцену. Работы было полно. Правда, компания у меня действительно попалась непростая, сами понимаете – коллектив мужской, мешала выпивка. Одни уходили – надо было набирать других, и так меня поставили начальником цеха. Как оказалось, почти на 20 лет. Наверное, и дальше бы работала, но начались проблемы с костюмерным цехом. Последней каплей стал день, когда мы не смогли начать спектакль, потому что потеряли платье… После этого меня вызвал директор и сказал «Иди, Людмила, командуй в костюмерный цех».

– Раньше бы ваша должность звучала как «одевальщица». Такое название принижает вашу профессию?

– Думаю да, костюмер точнее. Одевание всё-таки только часть нашей работы, но без неё тоже никак, ведь особенность женского костюма в том, что почти всегда застёжки находятся сзади. Кроме одевания, мы должны полностью подготовить костюм – постирать, нагладить, подшить, если требуется, потом разнести каждому артисту.

– По поводу стирки. Ведь раньше не было стиральных машинок, и столько костюмов стирали на руках?

– Конечно. Раньше и химчисток не было, да и сейчас мы не отдаём туда вещи – дорого. И далеко не каждый костюм, как вы понимаете, можно постирать в машинке. Вот у нас здесь есть кран, тут и стираем. Пачки, к примеру, часто приходится разбирать – в «Дон Кихоте» вообще ни одну полностью постирать нельзя. «Лебединое озеро» немножко попроще, сейчас я вам покажу – отпарываем лиф, снимаем все украшения, стираем, а потом снова пришиваем, собираем в один костюм.

– И так каждый раз?

– Конечно. Это большая и практически ежедневная работа. Со стороны зрительного зала это красота, праздник, а здесь такая рутина… Тяжело, когда массовые спектакли – скажем, «Баядерка» – его за один день не собрать, надо за каждым костюмом посмотреть, ещё и много новых девчонок вводится. Нужно всё померить – кому-то ушить, для кого-то распустить…


Фото: Алексей Кунилов

– Бывало ли, что костюм был испорчен? И что в таком случае делать?

– Бывало. Молчать! (смеётся). Розовую часть платья Чио-Чио-Сан постирали с чёрной юбкой. Потом убрали его подальше, чтобы никто не видел. На замену было ещё одно платье, и теперь в нём ходят обе артистки, исполняющие эту роль – нам повезло, что они одинаковой комплекции. А вообще мы стараемся спрашивать пошивочный цех – можно ли костюм стирать. Правда, нам чаще говорят, что стирать не надо совсем, но как можно?! Артисты же этим дышат! Особенно балетные…

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Этапы работы художника по костюмам в кино

В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:

Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.

  • Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
  • Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
  • Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
  • Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
  • Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
  • Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
  • Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
  • Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.

Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943

  • Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
  • Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector